Добрый вечер. Слышал, что есть «онлайн-никях». Один из моих знакомых сказал, что появились люди, совершающие обряд бракосочетания по Интернету. Будет ли брак, заключенный таким способом, действительным? И приемлемо ли относиться поверхностно к такому важному вопросу, как создание семьи?
Создание семьи, продолжение потомства является священным и почитаемым в Исламе. Пророк (с.а.в.) говорил: «Создавайте семьи и размножайтесь! В Судный день я буду гордиться тем, что у меня очень много последователей». Тем самым он подчеркивал, насколько важно создавать семьи. Поэтому, есть только один путь исполнения подобных наказов – совершение обряда «неке қию» – бракосочетания по нормам религии. Однако обряд неке қию не может быть совершен тайно. «Онлайн регистрация брака» также относится к подобным «тайным» бракам, так как третьи лица не могут быть свидетелями совершения обряда бракосочетания, совершаемого между двумя молодоженами. Поэтому являются также недействительными и их свидетельства. Полагаем, что и родители не одобрят онлайн регистрацию брака своих детей. Конечно же, можно сказать, что «по условиям заключения брака достаточно наличия двух свидетелей для заключения брака». Вместе с тем, согласно учению Имама Мухаммеда, Имама Шафиги и Имама Малика (р.а.), для заключения брака необходимо согласие отца девушки. Обряд бракосочетания, совершенный без ведома опекуна девушки, считается маукуфом. То есть, супруги не имеют права жить вместе без согласия отца или иного опекуна девушки, вступающей в брак [У.Зухайли, Уажиз — 3/53 стр.]. Имам Мухаммед пишет о том, что «Если опекун девушки узнает о том, что обряд бракосочетания был совершен без его согласия, то он сможет расторгнуть этот брак, но также он может и дать свое согласие относительно действительности данного брака» [Мабсут — 5/10 стр.]. Вместе с тем, обряд бракосочетания, совершенный тайно, является слабым, и ответственность по нему незначительная. Обычно такой брак рано или поздно распадается. В таком случае честь девушки бывает попранной, а будущее, вряд ли, будет для нее светлым и счастливым. Как показывают факты из практики, большинство парней, которые заключали брак, подобным образом, готовы легко отказаться от своих жен и расторгнуть брак.
Когда вспоминаешь о подобных досадных явлениях, невольно вспоминаются слова Пророка с.а.в. о том, что «Открыто заявлять о своих отношениях – показатель того, что семья создана и на свет появился новый семейный очаг» [Несаи, Никах: 72] или такое его изречение: «Разница между основанием семьи по традициям шариата и вопреки им – всенародное объявление об обряде бракосочетания» [Тирмизи, Никах: 6; Ибн Мажах, Никах: 1896]; нетрудно понять, какой глубокий смысл несут в себе эти высказывания. Так как семья, свидетелями создания которой во время свадебного торжества были родные и близкие жениха и невесты, бывает прочной, основанной на взаимном уважении и почитании друг друга, в ней всегда будут царить согласие и взаимопонимание.
Большая ответственность возлагается также на главу семьи, созданную благословениями и искренними пожеланиями добра и блага народа. Необходимо помнить об этом. В этой связи остановимся подробнее на условиях и порядке заключения брака по принципам Ислама.
В соответствии с требованиями Шариата, одним из главных условий заключения брака является наличие свидетелей – двое мужчин или один мужчина и две женщины. В одном из хадисов почитаемого Пророка (с.а.в.) говорится: «Брак считается правильно заключенным только при наличии опекуна и двух свидетелей (ъадл)…» [Дарукутни, китабун Никах]. В еще одном из хадисов сказано о том, что «Заключающие брак без свидетелей являются прелюбодеями» [Тирмизи, «Китабунниках», № 1103 хадис].
Доказательством религиозных истоков такого условия заключения брака, как «наличие свидетелей в виде двух мужчин или одного мужчины и двух женщин» являются строки священного Корана о том, что «… Сделайте своими свидетелями двух мужчин. Если не можете найти двух мужчин, тогда свидетелями могут быть один мужчина и две женщины» [Сура «Бакара», аят 282].
Условия, которым должны соответствовать свидетели лиц, заключающих брак по ханафитскому мазхабу:
- Свидетели обязательно должны быть мусульманами. Если и жених, и невеста – мусульмане, то и свидетели также, соответственно, должны быть мусульманами. Если же вероисповедание девушки не ислам, а другая религия (христианство или иудаизм), то не будет погрешностью, если и свидетели также будут из другой религии [«Ихтияр» – 3/42 стр.].
- Психически здоровые и достигшие совершеннолетнего (18- летнего) возраста.
- Оба свидетеля не должны быть лишены таких качеств, как слух, зрение и здравый рассудок. Не смогут быть свидетелями лица, один из которых – глухой, а другой – слышащий. Вместе с тем свидетели должны быть лицами, слышащими речь молодоженов и понимающими их слова. Так как мало пользы от свидетельства лиц, которые не слышат или не понимают слов молодоженов. Могут быть свидетелями молодоженов также немые, которые могут слышать и понимать речь окружающих [«Жаухаратун-нира», 655-стр.]. Если женятся двое немых, тогда свидетели должны быть понимающими речь немых.
- Оба свидетеля должны услышать согласие молодоженов на вступление в брак. Считается недействительным свидетельство, при котором было услышано свидетельство жениха и не услышано свидетельство невесты или же, если один из свидетелей услышал, а другой из свидетелей не услышал согласие молодоженов [«Жаухаратуннира», 655-стр.].
- Необязательно, чтобы свидетели были людьми, читающими намаз и соблюдающими священный пост Ораза. У нас в стране проживают соотечественники, которые верят в Аллаха, признают Мухаммада (с.а.в.) Пророком, но не читают намаз и не соблюдают пост ораза. Принимаются также свидетельства и таких лиц.